Официальный сайт МО
Краснознаменский
городской округ

Мобильная версия сайта
Контакты
Ещё информации
238730, Россия, Калининградская обл., г.Краснознаменск, ул.Калининградская,56
Телефон:
8(40164)
2-23-59
Главная » Документы » Постановления » Постановление Об утверждении Правил безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины, расположенного на реке Шешупе по улице Советской в городе Краснознаменске Калининградской области

Постановление Об утверждении Правил безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины, расположенного на реке Шешупе по улице Советской в городе Краснознаменске Калининградской области


86.5 Кб
скачать

393 от 02.07.2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЗНАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«02» июля  2018 года   № 393 

 Краснознаменск

 

 

Об утверждении Правил безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины, расположенного на реке Шешупе по улице Советской в городе Краснознаменске Калининградской области

 

         В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Приказом Ростехнадзора от 02 октября 2010г. № 395, с Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Краснознаменский городской округ», 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Правила безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины (далее ГТС), расположенного на реке Шешупе по улице Советской в городе Краснознаменске Калининградской области, принадлежащее администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ».
  2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете «Красное знамя» и на официальном сайте администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ».
  3. Постановление вступает в силу с момента опубликования.

 

 

 

 

 Врио главы  администрации МО

«Краснознаменский городской округ»                                  Д.А.Чубарев

 

 

 

 

 

 

Приложение к постановлению администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ»

от «02» июля 2018 года  № 393

 

 

Правила

эксплуатации гидротехнического сооружения расположенного на реке Шешупе по улице Советской города Краснознаменска, находящиеся в собственности администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ»

 

  1. Общие положения

Настоящее правило безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения-плотина (далее ГТС) разработано в соответствии с требованиями к содержанию правил эксплуатации ГТС, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 октября 2015 года № 395.

Состав и количество персонала определяется проектом, обеспечивающих безопасность ГТС.

Начальник отдела по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» несет ответственность за эксплуатацию ГТС, обеспечивает работоспособное состояние и безаварийную работу ГТС, для чего осуществляются систематические наблюдения за состоянием ГТС. Должен проходить обучение к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основной задачей эксплуатации ГТС является обеспечение их работоспособного состояния при соблюдении требований по охране окружающей среды, соблюдение норм и правил безопасности ГТС при эксплуатации, ремонте, реконструкции, контроль за показателями состояния ГТС.

 

  1. Документация, необходимая для нормальной эксплуатации

Для нормальной эксплуатации на ГТС должна быть отражающая состояние сооружения и правила эксплуатации:

-технический паспорт ГТС;

- исполнительные чертежи;

-правила эксплуатации.

 

  1. Техническое обслуживание ГТС
  • Осуществление эксплуатационного контроля за состоянием ГТС.

Эксплуатационный контроль за состоянием и работой ГТС должен обеспечивать:

Проведение систематических наблюдений с целью получения достоверной информации о состоянии сооружений, оснований, береговых примыканий в процессе эксплуатации;

-своевременную разработку и принятие мер по предотвращению возможных повреждений и аварийных ситуаций;

-получение технической информации для определения сроков и наиболее эффективных и экономических способов ремонтных работ и работ по реконструкции;

-выбор оптимальных эксплуатационных режимов работы ГТС.

3.2. Организация и осуществление натурных наблюдений.

Натурные наблюдения за состоянием ГТС должен быть организован с начала их возведения и продолжаться в течение всего времени строительства и эксплуатации.

Объем и периодичность натурных наблюдений первоначально устанавливается проектом и в дальнейшем могут быть изменены на основании результатов наблюдений, в зависимости от состояния ГТС и изменений к технических требований к контролю. Эти изменения производятся по решению главы администрации муниципального образования, согласованному с проектной организацией.

При организации и проведении наблюдений за ГТС необходимо соблюдать следующие требования:

-регистрация уровней бьефов;

-осуществление наблюдений в одни и те же календарные сроки за параметрами, связанными между собой причинно-следственными зависимостями (раскрытие швов – температуры, противодавление – фильтрационный расход и т.д.).

На ГТС в сроки, установленные инструкцией и в предусмотренном ею объеме, должны проводиться наблюдения:

- за осадками и смещениями сооружения и его основания;

- за деформациями, трещинами в сооружении и облицовках;

- за состояние деформационных и строительных швов;

- за режимом уровней бьефов гидроузла, фильтрационным режимом в основании и теле сооружений и береговых примыканий, работой дренажных и противофильтровых устройств, режимом грунтовых вод в зоне сооружений;

- за воздействие потока на сооружение, в частности, размывом водобоя и рисбермы, дна и берегов, за кавитационным разрушением водосмывных граней, истиранием и коррозией облицовок, просадкой, оползневым явлением, заиливанием и зарастанием бассейнов, переработкой берегов р.Шешупе;

- на воздействие льда на сооружение и их обледенение.

При необходимости, в соответствии с проектом, организуются специальные наблюдения за вибрацией сооружения, прочностью и температурным режимом конструкций, коррозией метала и бетона, состоянием сварных швов металлоконструкций и другие наблюдения и исследования.

3.3.Применяемые методики инструментального контроля параметров ГТС, их измерения и описания.

Для выполнения сложных и ответственных работ по оценке состояния ГТС, разработке мероприятий по повышению их безопасности и надежности с применением приборов и инструментов должны привлекаться проектные, специализированные и научно-исследовательские организации.

3.4. График осмотров ГТС.

ГТС должно регулярно подвергаться периодическим осмотрам для оценки состояния сооружения, уточнения сроков и объемов работ по ремонту, разработки предложений по улучшению их технической эксплуатации, а также качества всех видов ремонтных работ.

Плановые технические осмотры сооружений могут быть общими и выборочными.

Общие осмотры следует проводить два раза в год – весной и осенью.

Общий весенний осмотр сооружения проводиться для оценки их состояния и готовности к пропуску паводка после таяния снега или весенних дожей. При весеннем осмотре уточняются сроки и объемы работ по текущему ремонту перед пропуском паводка, а также определяются объемы работ по текущему ремонту сооружения на предстоящий летний период и по капитальному ремонту на текущий и следующий годы.

Общий осенний осмотр проводиться с целью проверки подготовки ГТС к зиме. К этому времени должны быть закончены все летние работы по ремонту.

При выборочном осмотре обследуются отдельные гидротехнические сооружения или отдельные их элементы. Периодичность выборочных осмотров определяется местными условиями эксплуатации.

Кроме плановых осмотров, должны проводиться внеочередные осмотры ГТС после чрезвычайных стихийных явлений или аварий.

3.5.Организация и проведение предпаводковых и послепаводковых обследований ГТС.

Ежегодно до наступления паводково периода проводиться обследование ГТС к пропуску весеннего половодья:

- общий осмотр состояния ГТС;

- проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;

- проверка подъезда для автотранспорта к ГТС с учетом неблагоприятных метеорологических условий (дождь, снежный покров и т.п.).

После прохождения половодья (паводка) ГТС, особенно крепления нижнего бьефа, а также оборудование должны быть осмотрены, выявлены повреждения и назначены сроки их устранения.

3.6. Перечень должностных лиц, производящих наблюдения и измерения – начальник отдела по делам ГО и ЧС администрации МО «Краснознаменский городской округ».

3.7. Организация и осуществление обработки и анализа результатов наблюдений и измерений.

Результаты наблюдений записываются в соответствующие ведомости и журналы. По результатам обследования ГТС составляется акт, в котором дается краткое описание ГТС, его технического состояния, а также организации эксплуатации, ремонта и контроля за соблюдением инструкций, с указанием выявленных недостатков, а также рекомендации и предложения по поддержанию в рабочем состоянии ГТС. При комиссионном обследовании сооружения акт подписывается всеми членами комиссии.

Анализ изучения проектной и исполнительной документации и результатов обследования ГТС выполняются с целью окончательного установления:

- технического состояния ГТС;

- необходимости выполнения специальных исследований для повышения безопасности работы ГТС;

- оценки безопасности ГТС и анализ причин ее снижения;

- мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС.

3.8. Порядок подготовки и регламент проведения ремонтных работ, типовые схемы и решения по ремонту повреждений, которые подлежат немедленному устранению (в случае, если создают угрозу) эксплуатационным персоналом.

Задачи ремонтного обслуживания состоят в поддержании ГТС в работоспособном состоянии за счет проведения плановых и внеплановых ремонтных работ выполняемых как собственными силами, так и силами подрядных организаций.

Проведение ремонтных работ на ГТС должно осуществляться в соответствии с перспективными (многолетними), ежегодными и месячными планами работ.

Планы ремонтных работ составляются на основании результатов:

- систематических осмотров ГТС, в том числе после прохождения паводков;

- внеочередных осмотров после стихийных бедствий или аварий;

- систематического контроля за состоянием ГТС, включающего в себя инструментальные натурные наблюдения, периодические и специальные обследования и испытания.

На ГТС, находящихся в предаварийном состоянии или имеющие повреждения, представляющие опасность для людей или создающие угрозу работоспособности напорных гидротехнических сооружений и технологического оборудования, ремонтные работы должны выполняться немедленно.

Выполняемые ремонты могут быть текущими и капитальными. К капитальным ремонтам относятся работы, в процессе которых производится восстановление (замена) конструкций или отдельных элементов ГТС, повреждения которых снижают надежность и безопасность эксплуатации и ограничивают эксплуатационные возможности.

Текущие ремонты ГТС предусматривают выполнение работ по предохранению конструктивных элементов ГТС от износа путем своевременного устранения повреждений.

Выполнению капитального ремонта ГТС должно предшествовать составление проекта ремонта, обосновывающего принятое техническое решение, принятый способ организации ремонтных работ, намеченные сроки ремонта, затраты. Проекты капитальных ремонтов должны составляться независимо от способа ремонта (хозяйственный, подрядный).

К составлению проекта капитального ремонта наиболее ответственных элементов ГТС, а также работ по укреплению их основания и береговых примыканий, должны привлекаться специализированные организации.

Приемку ГТС после капитального ремонта производит комиссия, назначенная в установленном порядке. При приемке ремонтных работ должно быть проверено их соответствие проекту. Запрещается приемка в эксплуатацию ГТС с недоделками, препятствующими их эксплуатации и ухудшающими экологическое состояние окружающей среды и безопасность труда персонала.

 

  1. Основные правила технической эксплуатации ГТС.
    • Требования к технике эксплуатации ГТС:

- лица, допущенные к работам должны быть обучены и иметь об этом запись в удостоверении в соответствии с требованиями;

- при ремонтных работах должна соблюдаться предусмотренная проектом производства работ или технологической документацией последовательность операций;

- водосбросное сооружение должно быть защищено от попадания в них посторонних предметов;

- служебный мост оборудуется перилами;

- на время пропуска паводка устанавливается круглосуточное наблюдение за уровнем воды в водохранилище и прохождение воды через водосбросные сооружения, за состоянием сооружений и дамбы;

- работы по очистке водозабоных и водосброных сооружений должно производится в присутствии ответственного руководителя.

4.2. Основные показатели исправности и работоспособности ГТС.

Основными показателями исправности и работоспособности ГТС являются:

- обеспечение проектной пропускной способности;

- отсутствие заиления и зарастания, обрушения и размывов земляных элементов;

- недопущение подтопления и затопления поверхностными водами прилегающих земель;

- отсутствие размывов нижних бьефов, повреждений креплений рисберм и откосов;

- возможность тарировки и определения расхода воды через отверстия сооружений по гидравлическим параметрам (уровням воды, высоте открытия, затворов и т.п.);

- отсутствие течей воды через швы сооружений;

- надлежащая культура производства эксплуатационных работ, эстетическое оформление и благоустройство сооружений.

4.3. Мероприятия, проводимые в случае возникновения аварийных ситуаций, при катастрофических паводках, превышающих пропускную способность водосбросных сооружений.

В производственной инструкции должен быть изложен план действий эксплуатационного персонала при возникновении на ГТС аварийных ситуаций.

Действия персонала должны быть направлены на устранение возможных причин, создающих угрозу аварии, а в случае невозможности их устранения – на выполнение мероприятий по уменьшению ущерба от аварии.

Планом должны быть определены:

- меры по оповещению персонала и местного населения об угрозе возникновения аварийной ситуации, основные и резервные средства связи;

- места размещения и объемы материалов и инструментов;

- привлекаемые транспортные средства и основные маршруты их передвижения.

Немедленному устранению подлежат нарушения и процессы в работе ГТС и механического оборудования, представляющие опасность для людей и создающие угрозу устойчивости и работоспособности ГТС и технологического оборудования.

К таким нарушениям и процессам отнесены:

- резкое усиление фильтрационных процессов и суффозионных явлений с образованием просадочных зон и оползневых участков;

Неравномерная осадка ГТС и их оснований, превышающая предельно допустимые значения и создающая угрозу их устойчивости;

Забивка (заносы, завалы и т.п.) водоспускных и водосбросных сооружений, что может привести к переливу воды через гребень с последующим разрушением сооружения;

Выход из строя основных затворов или подъемных механизмов, водосбросных и водопропускных устройств.

В инструкции должны быть отмечены наиболее вероятные причины возникновения аварийных ситуаций и составлен план действий персонала по их устранению.

Причинами возникновения аварийных ситуаций могут быть:

- прохождение высокого паводка с расходами, превышающими расчетную пропускную способность водопропускных сооружений гидроузла;

- сейсмические явления;

- различного рода обвалы и оползания горных склонов, в том числе в водохранилище с образованием высоких волн;

- катастрофические атмосферные осадки (ливень, снегопад), ледовые и шуговые явления;

- ухудшение неблагоприятного фильтрационного режима в районе расположения гидроузла, оснований и примыканий ГТС;

- снижение прочности и устойчивости ГТС и их отдельных элементов, вызванные нарушением правил безопасности, некачественным выполнением строительно-монтажных работ и вследствие ошибок, допущенных при проектировании.

При угрозе возникновения аварийных ситуаций необходимо организовать усиленный контроль за состоянием возможных зон повышенной опасности, а также иметь постоянную информацию от соответствующих государственных органов об угрозе возникновения стихийных явлений.

При наличии информации об угрозе возникновения катастрофических явлений, предупредительными мерами по предотвращению и ликвидации возможных аварий, а также уменьшению ущерба могут быть:

- снижения уровня воды в водохранилище;

- наращивание гребней и укрепление откосов плотины;

- устройство дополнительных водосбросных отверстий или подготовка к созданию прорана в наиболее легко восстанавливаемых частях ГТС;

- устройство водоотбойных и струенаправляющих дамб и перемычек;

Перемещение в безопасное место оборудования и механизмов или обеспечение их защиты от возможных повреждений;

- обеспечение возможности открытия всех водосброных отверстий;

- в случае необходимости – подрыв заклинивших затворов.

Противоаварийные устройства, водоотливные и спасательные средства должны содержаться в исправном состоянии и периодически проверяться.

Во всех случаях, когда возникает угроза разрушения ГТС, необходимо срочное оповещение в установленном порядке населенных пунктов, расположенных ниже ГТС, и эвакуация населения из опасных зон.

4.4.Наличие финансовых (материальных) резервов для ликвидации аварий на  ГТС.

В бюджете муниципального образования «Краснознаменский городской округ» финансовые резервы не предусмотрены, в случае аварий на ГТС финансирование на ликвидации ЧС производится за счет средств резервного фонда правительства Калининградской области.

4.5. Порядок эксплуатации ГТС при нормальных условиях, в экстремальных ситуациях при пропуске паводков, половодий и отрицательных температурах.

Эксплуатация ГТС при нормальных условиях определяется комплексом необходимых, постоянно выполняемых мероприятий, направленных на поддержание заданных параметров:

- уровень воды в водохранилище не должен превышать НПУ;

- при наполнении водохранилища, излишки воды следует сбрасывать, не допуская превышения уровня воды выше допустимых.

Пропуск воды (паводков).

Ежегодно до наступления паводкого периода должна быть образована противопаводковая комиссия. В задачу комиссии входит разработка плана мероприятий по обеспечению пропуска половодья (паводка) через гидроузел и защиты ГТС от повреждений.

План мероприятий по пропуску половодья (паводка) разрабатывается заблаговременно, основываясь на предыдущих и текущем прогнозам Роскомгидромета, содержащих сроки начала и конца половодья, размер и характер его происхождения, а также его максимальные величины приточного расхода половодья, и включает следующее:

- режим предварительной сработки водохранилища;

- режим работы гидроузла в период прохождения паводковых расходов;

- график маневрирования затворами;

Перечень аварийного запаса строительных материалов и мест их нахождения (камень, песок, щебень, лесоматериалы, материалы для уплотнения и т.п.) необходимых для ликвидации возможных размывов и повреждений сооружений, а также перечень транспортных средств, спецодежды, инструментов и оборудования.

В состав подготовительных работ перед половодьем (паводком) включаются:

- общий осмотр паводковой комиссией состояния ГТС;

- завершение планового ремонта ГТС, в том числе устройств. Обеспечивающих отвод талых и дренажных вод;

- проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;

- выполнение мероприятий по обеспечению надежной работы затворов и их подъемных устройств;

- разборка и удаление временных сооружений и конструкций, устанавливаемых на морозный период (запаней, тепляков, потокообразователей и др.);

- дополнительное укрепление откосов грунтовых сооружений и берегов в местах, подверженных размыву;

- защита линий электропередач, расположенных в пойменных участках, от подмыва оснований и воздействия льда во время ледохода;

- организация аварийных бригад на время пропуска половодья (паводков), обучение их производству работ, которые могут потребоваться при пропуске, проведение инструктажа по технике безопасности;

- проверка и поддержание в исправном состоянии проездов и подъездов для автотранспорта к ГТС и складам аварийного запаса с учетом неблагоприятных метеорологических условий (дождь, снежный покров и т.п.).

Срок окончания подготовительных работ устанавливается в зависимости от местных условий, но не позднее чем за 15 дней до начала половодья, определенного прогнозом Роскомгидромета. Осуществляется ежедневный контроль за своевременным выполнением мероприятий, предусмотренным планом по пропуску половодья.

В инструкции по эксплуатации ГТС приводится перечень работ, выполняемых на гидроузле в период подготовки и прохождения паводка с распределением обязанностей эксплуатационного персонала на этот период.

На гидроузлах, где для пропуска высоких паводков предусмотрена форсировка, повышение уровня выше отметки НПУ допустимо только при полностью открытых всех водосбросных и водопропускных отверстиях. При снижении притока воды отметка уровня воды должна быть понижена в кратчайшие сроки до НПУ.

После прохождения половодья (паводка), особенно крепления нижнего бьефа, а также оборудование должны быть осмотрены, выявлены повреждения и назначены сроки их устранения.

В план подготовки к эксплуатации ГТС при отрицательной температуре должны быть включены следующие мероприятия:

- проверка готовности к действию затворов, предназначенных для работы в зимний период, и механизмов, их обслуживающих, а также исправности уплотнений;

- подготовка инструментов и приспособлений (багров, граблей, пешней и т.п.);

- подготовка подъездов на сооружение;

- организация сменных бригад по сбросу льда, шуги и т.п.

Готовность ГТС к работе в зимних условиях проверяется комиссией по подготовке к зиме.

 

  1. Обеспечение безопасности ГТС
    • Наличие системы охраны ГТС - не предусмотрена.
    • Наличие и поддержание локальной системы оповещения о ЧС на ГТС.

5.3.Наличие аварийно-спасательных формирований при эксплуатации ГТС – не предусмотрена.

5.4. Наличие противопожарной защиты сооружений ГТС. Разработка соответствующих инструкций о мерах пожарной безопасности не требуется.

5.5. Наличие системы охранного освещения на ГТС – не предусмотрено.

5.6. Наличие средств связи, автоматики и телемеханики – не предусмотрено.

5.7. Экологическая безопасность при эксплуатации ГТС.

Под экологической безопасностью понимается такая форма функционирования ГТС. При которой в течение службы эксплуатации все заданные процессы, параметры и свойства ГТС в рамках геоэкологических ограничений не вызывают угрозу возникновения негативных последствий (экологических ущербов).

5.8. Перечень необходимых мероприятий и требований по обеспечению безопасности ГТС.

 

 

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

1

Обучение эксплуатационного персонала ГТС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1 раз в год

2

Заключение, при необходимости, договоров на оказание услуг по локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций на ГТС

при необходимости

3

Устранение нарушений, выявленных управлением Ростехнадзора при проведении плановых проверок и комиссионных рейдовых обследований.

в указанные сроки

4

Проведение очистки от мусора, кустарниковой растительности.

по необходимости

5

Проведение ремонтно-восстановительных работ на ГТС, в случае повреждения во время весенних паводков.

по необходимости

6

Проведение опробование всех затворов водосбросных сооружений, задвижек и затворов.

февраль-март

7

Принятие мер по недопущению промерзания запорной арматуры водоспуска

октябрь-ноябрь

 

 

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *